Если компания делает сплит, то размывания (по-английски dilution) никакого нет — у всех акционеров количество увеличивается одинаково. Доля каждого акционера остаётся прежней. Было в компании 1000 акций по 30 долларов, а стало 2000 по 15 долларов. У тебя было 100 акций, а стало 200. Как они стоили $3000, так всё и осталось. И твои 10% от компании тоже никуда не делись – что 100 от 1000, что 200 от 2000 – доля осталось точно такой же.
Размывание происходит, когда компания изменяет количество акций несимметрично — то есть не для всех. Типичный пример — это, конечно, опционы всяким мудакам и топ-менеджерам. Вот компания наняла, например, Якукунина и обещала ему незаметно оплатить золотой стул. Без стула он работать не хочет, и вот чтобы его дико замотивировать, ему дают помимо зарплаты ещё и акции компании (и ещё наливают). Так вот если ему акции дают, а остальным нет, выходит, что доля всех остальных пропорционально немного уменьшается. Ведь общее количество акций растёт.
Было 1000 акций у всех, и у вас, например, 10% — сто штук. А Якукунину дали 100 акций премии, всего их стало 1100, а у вас уже не 10%, а 100/1100=9,09%. Настоящее блядство.
Тут нужна оговорка: довольно часто (но не всегда), чтобы такого не происходило, для бонусной программы компания выкупает акции с рынка. Или основатели изначально формируют премиальный фонд из собственных акций. Тогда всё проходит честно.
Когда компания привлекает новое финансирование, она тоже выпускает дополнительные акции и доли основателей обычно размываются. Хотя тут им горевать не о чем — ведь общая цена компании растёт на величину инвестиций или даже больше; то есть хоть их доля и падает, но её стоимость растёт.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.